Фото замок на мысе Плака

Замок на мысе Плака (2) находится на территории санатория Утес недалеко от Партенита.

Карта территории санатория Утес на мысе Плака Утес Мыс Плака.

Бывшее имение князей Гагариных в Кучук-Ламбате (ныне п. Утес) в начале XX века своими архитектурно-художественными достоинствами представляло характерный образец усадебно-паркового зодчества живописнейшего уголка Южного берега Крыма. Вместе с другими дворцами дачного типа — «Ласточкиным гнездом» Шервуда, Алупкинским дворцом Блора, «Дюльбером» Краснова, Ореандским Штакеншнейдера, Массандовским Миссмахера -он являлся своеобразным шедевром архитектурно-паркового искусства, образцом умелого использования ландшафта с композиционным центром — дворянским домом выразительной и величественной архитектуры (ныне санаторий «Утес»), Дворец Гагариных эффектно раскрывался с разных точек, удобно располагаясь на седловине мыса Плака, отвесные скалы которого живописно спускались к морю. С мыса прекрасный вид на Кастель, Аю-Даг, далекие судакские горы. Очарование природы, синее небо, многоликое море и романтический замок с причудливыми силуэтами остроконечных башен производили яркое впечатление на путешественников, навевая поэтические строки.

Да, поистине «премией» природы, которой можно пользоваться, не выезжая из Отечества, назвав это место первый владелец Кучук-Ламбата таврический губернатор, затем сенатор Андрей Михайлович Бороздин.

Селения Кючюкъ- и Бююкъ-Ламбат (маленькая и большая лампада; лампад — эллино-греческое слово, что означает факел, светильник), располагались в местности, где еще в начале XX века заметны были развалины греческой церкви св. Феодора, построенной из тесаного камня и окруженной стеной, внутри которой находилось кладбище, и развалины небольшой крепости, сооруженной на утесе. У подножия обрывистого утеса Парагельмен находился обширный древний монастырь св. Ильи при источнике, вытекавшем из-под алтаря церкви. Древняя дорога, как упоминают авторы «периплов» Скимен Хиосский, Безымянный и Аррион, вела к морю и городу Лампаду (Лампасу), следы которого безвозвратно затерялись. Этот древнегреческий город был известен нубийскому географу XII столетия Эдризи. Ламбат присутствует и в генуэзских актах в числе других селений, принадлежавших генуэзцам в Готии. П.Кеппен предполагал, что название этого места, существовавшего около 2-х тысячелетий, было дано греками, но какими — мореплавателями или поселившимися здесь до н. э. ? «Лоция Черного и Азовского морей» сообщала, что мыс Плака, высотою около 200 футов, в древние времена имел четырехугольную башню на вершине (кордон). Позже каботажные суда заходили за мыс и швартовались у берега. Во времена турецких владений Кучук-Ламбат и Биюк-Ламбат относились к Мангупскому кадылыку. Это были маленькие татарские деревушки с узенькими извилистыми улочками, плоскими кровлями хижин, «разбросанных по неровностям седой скалы: они, как орлиные гнезда, кажется, колеблются, прикрепленные на острых гребнях гранита»; стройными кипарисами и тополями, широкой прибрежной сетью виноградников и плодовых садов. Они привлекали внимание своей экзотичностью и живописностью, особенно с конца XVIII века. Большую часть жителей этих селений составляли татары; они занимались землепашеством и рыболовством, русские же жители — в основном ремеслом. После присоединения Крыма к России лучшие земельные участки южного берега Крыма щедро раздаривались и продавались Екатериной II не только русским вельможам, но и знатным иностранцам. Австрийский принц де Линь получил от Екатерины II подарок — земли от Партенита до Кучук-Ламбата. Он был очарован красотой этой живописной местности (в 1787 г. в свите Екатерины II он осмотрел свои владения) и мечтал создать здесь плантаторское хозяйство, заселить земли английскими преступниками, неграми, скитавшимися по Лондону арабами. Проект потерпел неудачу после энергичного вмешательства русского посла в Англии С. Р. Воронцова. Де Линю пришлось в конце концов продать свой подарок русской казне. Императрица раздала более 350 тысяч десятин лучшей земли, или около 15 процентов всей земельной площади Крыма. В первой половине XIX в. была освоена центральная часть Южного берега — от Алупки до Ай-Даниля, где начался небывалый для этого края строительный бум — сооружение дворцов, вилл, дач. Одним из первых «старожилов» Тавриды стал владелец крупных поместий в Кучук- и Биюк-Ламбате, Алуште и других местах генерал-лейтенант Андрей Михайлович Бороздин.

В начале XIX века А. М. Бороздин приступил к устройству своего имения в Кучук-Ламбате. Усадьба строилась по функциональному принципу, типичному для помещичьих усадеб юга России. Центром пространственной композиции являлся господский дом с хозяйственными постройками — людской, каретным сараем, табачными складами, конюшней, винодельней, винными подвалами и фермами. Эти постройки сооружали крепостные крестьяне, завезенные Бороздиным в 1807 году из Курской губернии. Среди строителей известна династия каменщиков Дзюбановых, участвовавших в строительстве многих зданий помещичьего хозяйства. Потомки этих талантливых рабочих живут здесь и сейчас. В это же время велись работы по насаждению большого парка, виноградников, ореховых, тутовых и оливковых рощ. Неотъемлемой частью общей композиции усадьбы Бороздина, ее важным художественным элементом являлся ландшафтный парк, заложенный в 1814 году опытным садоводом французом Либо. Это один из самых старых на побережье парков, формирование которого происходило почти одновременно со знаменитым Никитским ботаническим садом. В парке собрано более 200 видов, разновидностей и форм растений из Средиземноморья, Японии, Северной и Южной Америки. Он являлся достопримечательностью имения Бороздина. Архивные материалы, воспоминания друзей владельца усадьбы хранят восторженный отзыв об этом удивительном уголке природы. «В саду редчайшие деревья не только всего Крыма, но и знойных тропиков Америки и Африки, тенистые лимонные, апельсиновые рощи, лавры, пионное дерево, магнолия, большецветная вербена, высоко бьющие водометы, распространяющие негу прохлады, вместе с морем ароматов, несущихся с клумб, пестрых, как ковры персидские, разбросанных искусною рукою между вьющимися гладкими дорожками. С одной стороны кипарисы, возвышаясь колоннами, ограждают живою стеною пределы сада, а с другой стройные ряды виноградников открывают величественный Аю-Даг». Садовод Либо, умело используя перепады рельефа, создал интересное сочетание пейзажей и регулярной части. Густая сеть спланированных дорожек вела к мысу Плака, к морю, небольшой пристани. Так сравнительно быстро возникло одно из первых благоустроенных имений на южном берегу — Кучук-Ламбат. Из воспоминаний друга Бороздина Н. С. Всеволожского известно, что в 20-е годы XIX века хозяин имения построил новый дом, а старый с частью сада и дачи, куда вошли разные «господские и хозяйственные постройки, виноградные и фруктовые сады, пустопорожние земли, в общей сложности 37 десятин, 39 кв. саженей», был продан надворному советнику А. Н. Андрееву. Дом Бороздиных на побережье описал побывавший там в 1815 году В. В. Броневский: «Наружность дома проста, внутреннее расположение удобно и покойно. Я много видел подобных домов в Италии… у фасада, обращенного к морю, пристроена круглая стеклянная галерея, покрытая куполом; тут мы пили чай и наслаждались.. вид с балкона противоположной стороны на горе — очарователен. Дача стояла на западной покатой стороне древнего мыса Плака, почти на берегу моря». В 1823 году Бороздина уже в новом доме посетил И.М. Муравьев-Апостол. Он оставил описание дома: «Его дом здесь, не совсем еще устроенный, стоит на прекраснейшем месте, над круглою, небольшою бухтою, которая как будто нарочно здесь выкопана, чтобы дать жилищу сему картинный вид». Кучук-Ламбат называли самым живописным местом среди лежащих к востоку от Никиты. «Много путешествовавший, хорошо образованный Андрей Михайлович отличался широким гостеприимством: его дома в Саблах и Кучук-Ламбате кишели постоянно приезжими русскими и иностранцами, преимущественно французами» (из воспоминаний современника француза Гамба). Свиньин в «Знакомствах и встречах» отмечал, что «Кучук-Ламбат есть будуар всего Крыма». Дом Бороздина, построенный в стиле ампир, был своеобразным очагом культуры, т. к. «почтенный владелец онаго» получал более 10 журналов. Мнение современников о его доме выразил П. П. Свиньин: «В щегольски убранном доме богатая библиотека и лучшие европейские журналы». Одновременно он отметил, что хозяин имел отличного повара и полные погреба французских вин. Радушие и гостеприимство хозяина привлекало многих путешественников.

28 июня 1825 года Кучук-Ламбат посетил Александр Сергеевич Грибоедов. Дивная природа, оливковые рощи, смоковницы, аллеи кипарисов, беседки среди зелени произвели на него впечатление. А в сентябре 1837 года в усадьбе Бороздина побывал В. А. Жуковский. Как видно из дневника известного поэта, «он много рисовал и вывез отсюда много рисунков замечательных местностей и предметов». Экзотика Биюк-Ламбата и прелесть уютного залива в Кучук-Ламбате оставили в памяти поэта и художника неизгладимое впечатление. Он сделал зарисовки, вошедшие в альбом, хранящийся в фондах Эрмитажа. Владелец имения в момент посещения его Жуковским был уже в преклонном возрасте, ему шел 72 год.

М. А. Гагарина поручила имение Кучук-Ламбат своему мужу «в полное управление и распоряжение, предоставляя собираемые с того имения доходы употреблять на устройство и улучшение оного». Новый вдаделец имения Кучук-Ламбат предпринял решительные шаги, погашая долги своего тестя. В апреле 1839 г. часть имения с виноградником, фруктовым садом, первым барским домом (разрушен в 1927 г. ), хозяйскими и жилыми постройками — всего 37 десятин 396 кв. саженей была приобретена надворным советником Александром Николаевичем Андреевым. Это помещичье хозяйство было отделено от Гагаринского имения каменной стеной. Впоследствии А. Н. Андреев из-за постоянных раздоров с кн. Гагариными продал свою часть Сомову(крупному землевладельцу, хозяину огромного конного завода в Воронежской области), от которого имение перешло к его дочери, в замужестве принцессы Мюрат. Это богатое владение в числе других было проиграно Мюратом и в 1904 г. перешло в Удельное ведомство. Во время русско-японской войны 1905 г, и первой мировой 1914 г. бывший Мюратовской дом использовался под санаторий для высшего командования. Император Николай II неоднократно приезжал сюда. Существовала идея строительства новой летней резиденции в Кучук-Ламбате. Второе имение, образовавшееся на западной территории Кучук-Ламбата -это Карасан. Еще в 1835 году первый владелец А. М. Бороздин уступил фруктовый сад своему брату Михаилу Михайловичу Бороздину, наследником которого в 40-е годы стал Н. Н. Раевский. Из переписки Н. Н. Раевского с гражданским губернатором А. И. Казначеевым известно, что владелец Карасана мечтал приобрести весь Кучук-Ламбат взамен Симферопольского дома, но намерение это не было осуществлено. В 1887 году на территории парка имения Карасан был воздвигнут замечательный четырехэтажный дворец в строго мавританском стиле, в следующем 1888 году — небольшая изящная церковь. Имение Карасан расширилось за счет приобретенных в 1838 году у татар лесных и сенокосных земель. Из акта передачи имения Карасан следовало, что оно состояло из 115 дес. 2118 кв. саженей земли, под виноградником — 23 дес. 1981 саж.; садом — 3 дес.; посевной — 21 дес. 720 саж.; парком — 5 дес.; постройками — 3008 саж. и др. Так из одного Бороздинского имения возникло 3 самостоятельных помещичьих хозяйства. В 1902 году кн. Анастасия Давидовна Гагарина, уже будучи в преклонном возрасте, начала строительство нового дворца. На первый план выступала забота о комфорте, удобствах жилища, о роскошном наружном и внутреннем его оформлении. С этой целью она пригласила известного архитектора Н. П. Краснова для проектирования дворца и ведения архитектурного надзора. Строительство велось достаточно быстро. Материалы в основном были завезены из-за границы: облицовочная керамическая плитка, мрамор для лестниц — из Италии, венецианские стекла больших размеров — из Франции, черепица — из Германии. Строительные материалы доставляли морем, подвозили на лошадях; использовались для перевозок и волы. Каменотесы, плотники, столяры, облицовщики были из различных губерний России — Курской, Владимирской и др. Все хозяйственные постройки — жилые бараки дли рабочих, контора, винодельня, конюшня, прачечная — размещались вдали от парка (на месте приморского дома). Строительство дворца завершилось в 1907 году. Одновременно княгиня А. Д. Гагарина продолжала благоустройство имения.

Архитектор Н. П. Краснов разработал проекты домовой Александро-Невской церкви и винного подвала со сводчатым перекрытием для хранения марочных вин иностранного и отечественного производства. Домовая церковь, выдержанная в византийском стиле, из тесаного диорита привлекала внимание современников и описана в различных путеводителях. «На мысе находятся белая часовня с фамильным склепом и маленькая осьмиугольная красивая церковь, имеющая не более 10 саженей в окружности: церковь вся сложена из правильных тесаных кусков местного диорита; внутри 4 колонны из цельного монолита той же породы». Александро-Невская церковь была освящена 11 ноября 1902 г. Современники отмечали изящество мраморного иконостаса, мозаичных икон работы академика Токарева. В 1907 году в память Александра Ивановича Гагарина княгиня Гагарина построила небольшую, но удобную больницу на несколько коек, на собственные средства держала врача и другой медперсонал. Больница и амбулатория находились в Биюк-Ламбате. Врач оказывал бесплатную медицинскую помощь жителям нескольких деревень. Свободные земли сдавались в аренду, что являлось существенным источником дохода, однако средств явно не хватало. Широко развернутое строительство требовало громадных капиталов (в 90-е годы XIX века княгиня построила 2-й жилой дом, а первый был заброшен и постепенно разрушался). Сооружение в начале XX века замка-дворца окончательно разорило владелицу: погашением долгов уже после смерти А. Д. Гагариной занимался крупный бакинский нефтепромышленник Дадиани, родственник племянницы бывшей владелицы кн. Тархан-Мауравви (Моуравовой). Благоустройство имения продолжалось и при кн. Тархан-Моуравовой. В 1910-1912 годах вдоль набережной была построена подпорная стена. Кн. А. Д. Гагарина похоронена возле домовой церкви. В 1922 году кн. Тархан-Моуравова погребена радом с могилой княгини, в нескольких метрах от бывшей церкви. На холме — высшей точки Кучук-Ламбатского парка — расположен семейный склеп-часовня, где похоронен первый владелец имения А. М. Бороздин.

Романтический характер природы этого уникального уголка южного региона обусловил выбор проекта дворца и мотивах модернизированной древне-германской замковой архитектуры. Прямым аналогом этому сооружению мог быть дворец Александра III в Верхней Массандре. Оба здания имеют сходство в трактовке архитектурных форм и декоративной обработке фасадов. Сложная пластическая композиция, вытянутые и усеченные щипцы башен с зубчатыми стенами, изумительная по технике и художественному мастерству цветная облицовка стен керамической плиткой с матовой поверхностью выделяют Гагаринский дворец как монументальное и самобытное произведение искусства. Объем здания смело вторгся в великолепную природную среду, вписываясь и растворяясь в ней. Его сложная кровля, крытая яркой черепицей, способствовала созданию эмоционально-выразительной игры светотени. Здание имеет вертикальную центральную ось, ясно выделенную порталом, балконами, пинаклями, башнями и треугольниками щипцов, завершенных изящной ступенчатой формой. Высокие крыши и щипец, торцовая ориентация здания восходили к древним традициям германской архитектуры периода готики. Башни и фронтоны сочно декорированы, особенно в верхней части. Однако здесь нет нагромождения архитектурных объемов — они облегчены и вытянуты вверх. Выразительность объемно-пространственной композиции достигается и такими элементами, как высокие зубчатые башни, ажурные парапеты балконов, сложное оформление крыши, ступенчатая конфигурация щипцов. Этих элементов вполне достаточно, чтобы тяжеловесные и нарочито укрупненные формы не казались грузными. Строгое и целостное оформление фасадов способстновало единству всех частей здания, которое в общем отличается компактностью. Сложность плану здания придали выступающие ризалиты, способствовавшие усилению пространственного восприятия, и другие объемы с башнями и балконами. Сочетание четырехскатной, двухскатной, вальмовой и односкатной кровли создало интересную гамму оформления. Обрамление входов, оконных проемов, парапетов на крыше, венчающего карниза, ограждений карнизов выполнены из песчаника серого цвета с гладко обработанной поверхностью или бучардированной, исполненной в технике тески, с мозаичной отделкой. Поверхность стен облицована итальянской керамической плитой желто-охристого цвета, что придало особое очарование зданию и прекрасно гармонировало с живописными купами зелени. А сильно выступающие обрамления окон создали впечатление импозантности, готической внушительности профилей. Здание рассчитано на круговой обзор, поэтому одинаково тщательную отделку получили все фасады. В прорисовке главного фасада чувствуется незаурядное мастерство зодчего — архитектора Н.П.Краснова. Главный фасад имеет асимметричное построение с выделенной ризалитом центральной частью, смещенной влево, где располагается вход. Парадность этого объема усиливается архитектурно-обработанным в виде профилированных тяг порталом со входной деревянной дверью художественной работы, ведущей в небольшой уютный тамбур, тоже выполненный из ценных пород дерева — дуба в сочетании с остекленными полотнами. Угловые звенья тамбура оформлены плетенкой из дерева темного цвета в технике резьбы. Спаренные полуциркульные окна I этажа и окна прямоугольных очертаний II этажа разнообразят правый фланг главного фасада, завершенного 3-этажной башней, функционально предназначенной под помещение для прислуги. Мотив крупного проема с лучковым завершением характерен для левого фланга главного фасада, что давало прекрасную освещенность гостиной дворца, создавало эффект воздушной открытости здания. Несомненно, что главный фасад, обращенный на восток, — это самая представительная, нарядная часть здания.

Большую смысловую и пластическую нагрузку имел и торцовый фасад, обращенный к морю. Этот южный фасад уплощен, завершен вытянутым усеченным щипцом, стороны которого имеют ступенчатую конфигурацию. Дверной проем акцентирован обрамляющим его рельефным лучкообразным элементом — родовым гербом с надписью на латинском языке: «В древности — сила». Это родовой герб кн. Гагариных, эмблема с символическими фигурами рыцарей и щитом, выражавшим исторические традиции владельцев, передававшиеся из поколения в поколение. Герб кн. Гагариных решен в виде панно: композиционная и пластическая нагрузка отведена барельефу, в центре которого щит, символизирующий благоразумие, защиту, с виноградной лозой (олицетворение мирного занятия владельцев), вековым дубом (олицетворение мощи) и кабаном (олицетворение силы). По обеим сторонам щита — изображение рыцарей в доспехах. Герб Гагариных увековечивал ратные подвиги предков рода, подчеркивал его святость и незыблемость. Внутренняя планировка двора смешанная — анфиладно-коридорная. Декоративное убранство интерьеров дворца (резьба по дереву, декор в технике лепки) несет в себе художественную ценность. Особенно примечателен двухсветный зал-холл, прямоугольный в плане. Плоскости стен и потолок расчленены на геометрические фигуры с выделенной центральной частью, обогащенной орнаментальными композициями из виноградных листьев с колосьями. Композиции геральдических мотивов покрывают поверхность верхнего яруса зала. Лепной декор выделен белым и бронзовым цветом. Из огромного окна прямоугольных очертаний с цельными венецианскими стеклами лился большой поток света, создавая неповторимый эффект светло-голубому фону зала, выделяя парадную лестницу из белоснежного мрамора, устроенную по периметру всего зала. Вдоль лестницы в нишах подковообразной формы, обрамленных полными наличниками с полочками внизу, размещались некогда картины работ русских и западноевропейских мастеров. В гостиную ведет эффектно оформленная дверь, обрамленная наличником с перевязкой замковым камнем маскароном в виде львиной головки. Над дверью — картуш, изысканно украшенный цветами. Орнаментальную композицию картуша дополняли вазы, расположенные по обеим сторонам. Интерьер был обогащен каминами, паркетными полами, деревянными панелями, расчлененными на отдельно профилированные плоскости. В настоящее время стены всех помещений здания гладко окрашены, лишены каких-либо декоративных убранств. Утратила декор и гостиная. В целом дворец-замок, обдуманно вкомпонованный в ландшафт мыса Плака, имел свой запоминающийся облик и поныне поражает своей величественной архитектурой.